Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Шахматный клуб - стоит ли отдавать ребенка?

 Шахматный клуб – отличная возможность интеллектуального и психологического развития ваших детей, а также подготовки их к школьному обучению. Не секрет, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи.


Что дает игра в шахматы ребенку?


В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.

Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

 

Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллектаИграя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход.


В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей. 



Процесс обучения азам этой древней игры - способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость.


Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.


Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли.Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.


И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.


Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того огромного потенциала, который заложен от природы в каждом малыше

 

 

 

Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

 

Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет.

 

В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

 

В нашем Шахматном клубе мы обучаем детей в возрасте от 4-х до 15-ти лет.

На первом этапе ребята знакомятся с доской, шахматными фигурами. Прорабатывают простейший шахматный материал, детально изучают игровые возможности каждой фигуры, ее сильные и слабые стороны.

Важным моментом занятий является деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.  

 

 

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен.

Особый акцент на практической части, и игровая деятельность помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и навыки.

На следующей стадии ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

 

Дети знакомятся с принципами игры в дебюте, рассматривают классические шахматные партии. В миттельшпиле внимание уделяется развитию комбинационного зрения, базовым принципам планирования, простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. К практической части подключаются сеансы одновременной игры и увлекательные турниры.

 

   


 

 

 

 

Методика обучения имеет ряд интереснейших наработок:

 

  • широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
  • применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
  • выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение»: фигура против фигуры;
  • разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
  • неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).


Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.

Ну а отличным способом закрепления теоретических знаний и повышения уровня практики будет участие в выездных турнирах.

Академические преимущества шахмат

 Какие умственные способности из множественного интеллекта Говарда Гарднера относятся к шахматам ? Влияние командной шахматной игры.

 

Труд о множественном интеллекте Говарда Гарднера дал толчок к появлению новых стратегий для выявления талантов, а также внедрению многих программ, которые могут способствовать развитию соответствующих интеллектов.

Шахматы. Командные шахматные игры являются прекрасным средством воспитания следующих видов интеллекта:

Логико-математический интеллект. Способность к осмыслению и расчету, обдумыванию в логической и систематической манере.

Визуально-пространственный интеллект. Способность мыслить образами и представить себе будущий результат.

Внутриличностный интеллект. Способность к самоанализу и рефлексии. Способность обдумать и оценить свои достижения, составить планы и обозначить цели.

Социальный интеллект (Межличностный интеллект). Способность эффективно работать с другими людьми и общаться с другими людьми, замечать их мотивы и цели. Родители и учителя реагируют на индивидуальные способности детей и осознают то, что шахматы помогают определить потенциал многих талантливых молодых людей.

Какие результаты были обнаружены при использовании  шахмат в школах?

Исследования в Нью-Брансуик (Канада) показали увеличение успеваемости учащихся по математике на 19,2%. В штате Нью-Йорк городские студенты показали улучшение показателей до 27%, во Флинте (штат Мичиган) педагоги сообщили об увеличении на 15% оценок студентов только после 3 месяцев обучения. Адекватные ожидания должны быть в диапазоне 15%.

Исследования были проведены по всему миру. Результаты оказались похожими на те, которые указаны выше практически в каждом из них. Шахматы используется в школах по всему Миру и теперь некоторые страны предусматривают обязательное преподавание шахмат в школах. Тысячи школ по всей Северной Америки запускают новые программы, признавая необходимость шахмат для улучшения образования.

Есть ли другие образовательные ценности шахмат ?  Помогает ли командная шахматная игра в решении проблем?

Многие дополнительные преимущества связанны с игрой в шахматы. Командная шахматная игра в области развития личности.

 

1. Дети учатся необходимости следовать правилам, которые помогают принятию возможных решений и направлений деятельности. Правила игры в шахматы являются причиной того, что в шахматы играет половина населения земного шара и того, что игра неизменно популярна уже более 1300 лет. Игроки развивают любовь к правилам и их тонкому использованию. Они учатся добиваться успеха, не выходя за рамки правил, и понимают, что не добьются успеха, если правилами пренебрегать.

 

2. Шахматы.  Командная шахматная игра развивает понимание причинно-следственных связей. Шахматисты видят последствия своих решений и действий.

 

3. Шахматы это модель реальной жизни. Они представляют собой цивилизованную форму соревнований. Дети научаться конкурировать и даже решать разногласия, не сердясь, и не прибегая к насилию.

 

4. Командная шахматная игра используется в сфере борьбы с наркотиками и сфере антиалкогольных программ по всей Северной Америке. Шахматы используется активным образом, как средство развития самоуважения и для умения работать в команде, что препятствует возможности провоцирования детей вести себя негативным образом.

5. Шахматисты учатся сопротивляться импульсу. Когда убирают с доски фигуру, непосредственной реакцией будет взять фигуру противника в ответ. Часто это может быть ошибкой. Так же, как и в реальной жизни, импульсивное поведение опасно и почти всегда неправильно. Дети импульсивны от природы и должны научиться сдерживать свои эмоции и использовать время, чтобы обдумать ситуацию надлежащим образом, точно оценивая все возможности. Это один из самых важных уроков, которому дети могут обучиться и сделать это в игровой среде, где наказания за импульсивное поведение неприятны, но гораздо менее суровы, чем наказания в реальном мире.

6. Интеллектуальное развитие и шахматы связаны напрямую. Исследования показывают вновь и вновь, что студенты, играющие и обучающиеся игре в шахматы в рамках школьной программы, достигают более высоких результатов в математике и чтении.

 

7. Создавая эффективный способ мышления и решения проблем, шахматы улучшают математические способности и другие академические способности, такие как чтение. Научные исследования привели к выводам, которые показывают увеличение успеваемости по математике почти на 20%, а по чтению на 15%. Когнитивные процессы, используемые в шахматах и чтении схожи. И играя в шахматы и читая, мы используем критические мыслительные процессы при декодировании, понимании и анализе. Шахматы и чтение это процессы с принятием решений, а обучение одному могут пригодиться в другом.

 

8. Шахматные турниры учат социальной ответственности в рамках команд и общей группы сверстников. Когда члены шахматной команды полагаются друг на друга, они образуют группы взаимной поддержки, которая усиливает импульс сопротивления и стимулирует ответственность за команду и школу. Так же, как и в других видах спорта, игроки чувствуют сильную связь со своими товарищами по команде.

 

9. Поддержка, которую получают шахматные команды от своих сокурсников, семей и общин вдохновляет их на более высокие достижения. Чем больше поддержки студенты получают от этих источников, тем лучше они успевают и  в школе. Участие родителей в образовании своих детей является мощной силой, помогающей добиться успехов в учебе.

 

10. Командная игра в шахматы учит честности, справедливости, коллективизму и другим навыкам, необходимым для существования в социальной среде.

Является ли шахматы, а также командная шахматная игра доступной только для успешных учащихся в частных школах?

 

Эффективность программ в Квебеке и Нью-Брансуике показала, что студенты всех уровней имеют  возможность воспользоваться шахматами, командной шахматной игрой для обучения. Даже дети в возрасте 5 или 6 могут легко начать обучатся игре. Они видят в фигурах маленькие характеры, каждый из которых характеризуется в зависимости от их физической формы. В школах Квебека шахматам начинают обучать во втором классе. 

Командная шахматная игра и ПИ. Очень маленькие дети могут играть в команде со старшеклассниками. Таким образом, создаются ситуации, которые могут быть с пользой использованы для старших и младших детей. Взрослые дети учатся ответственности за младших, а у младших развивается положительное отношение к более взрослым детям. Они учатся уважать превосходство знаний у старших. Некоторые студенты имеют весьма ограниченные источники положительных возможностей для академической деятельности. Игры и соревнования могут быть их единственным источником поощрения.